«Нужно уметь снимать с себя лапшу». Интервью с Дарьей Полторацкой

«Нужно уметь снимать с себя лапшу». Интервью с  Дарьей Полторацкой

 

Дарья Полторацкая – узнаваемое лицо в российском кинематогрфе. В Екатеринбург она приехала с важной миссией: ее фильм «Побег из Москвабада», фаворит нескольких престижных фестивалей, участвует в конкурсной программе «Уральского открытого фестиваля российского кино».

В интервью режиссер поделилась своим мнением об обстановке в Москве, рассказала о важности доверия к самому себе, раскрыла планы на «каникулы» в Екатеринбурге.

- Что вы думаете о фестивале?

- Я приехала вчера ближе к вечеру, поэтому ничего толком еще не успела посмотреть, но мне кажется, что это отличная идея. Это странно, что раньше она не была осуществлена: Екатеринбург – огромный город, больше миллиона граждан. Есть маленькие населенные пункты со своими фестивалями, а здесь город, который имеет свою киностудию, со своими кинотрадициями, и без своего праздника кино. О фестивале судят не только по набору картин, но и по зрительской отдаче: очень важно, чтобы в зал сидел полный. Даже если привозят супер картину, но при этом пустые залы, то это совсем не праздник, все не то.  

-  Как появилась идея снять фильм о межнациональных конфликтах, теме, редкой для игрового кино?

- Я не считаю, что этот фильм о межнациональных отношениях. Он об отношениях между людьми, о себе, о том самом важном моменте в жизни, когда ты выбираешь, кем ты остаёшься: честным человеком или подлецом.  Мы очень часто в жизни даже не замечаем, что сейчас мы делаем судьбоносный выбор. Отношения могут начинаться с чего угодно: с неприязни по национальности, по сексуальной ориентации, по религиозным взглядам… Но все равно, на каком-то этапе, особенно когда общаешься с человеком лично, это личностное общение перевешивает все остальные. Надо уметь снимать с себя лапшу, которую навешивают политика, СМИ, реклама, стереотипы общества. Ты должен видеть человека и общаться с ним, и понимать его. Доверять себе.

- Раньше Вы снимали более легкие и светлые картины. Почему Вы решили обратиться к жанру драмы?

- Это наболевшая история. Москва – это моя малая родина, и она меняется. Я не про новую плитку или новые парковки, я говорю про людей, которые определяют город. Атмосфера ухудшается, как мне кажется, поэтому мне хотелось сделать об этом кино. И так повезло, что нам со сценаристом, Юсупом Разыковым, продюсер дал свободу. Это какой-то идеальный вариант: мы написали тот сценарий, который хотели. Никто не вмешивался. Потом так и сняли. Были, конечно, организационные трудности; проблемы с финансированием, кризис грянул; но в момент сочинения не было никакого вмешательства.

- «Побег из Москвабада» получил несколько фестивальных наград. Какую из них вы можете назвать наиболее ценной?

- За каждую я совершенно искренне благодарна. Мне было очень приятно, когда моим актерам во Франции дали главные призы и за женскую, и за мужскую роли. Лично я не помню, чтобы один фильм получал две этих награды, их обычно разделяют. Это как признание, что дуэт получился хорошим, что работа достойная. В Казани Марии Машковой вручили приз за главную роль. В Варшаве мы заняли второе место за лучший фильм. Юсуп Разыков не раз получал призы за лучший сценарий.

- Насколько я знаю, «Москвабад» - это из арго. Вам не было страшно называть фильм так вызывающе?

- Это не мы придумали. Это журналистское хлесткое словцо. В Москве, действительно, много мигрантов из бывших среднеазиатских республик. Часто, находясь на улице, замечаешь, что азиатских лиц чуть ли не больше, чем славянских. Поэтому «Москвабад» - не арго, но отнесение к восточности, о том, что Москва приобретает другое лицо, как Ленинабад, Ашхабад, по такому же принципу.

- Вы освоили несколько профессий. Какая из них Ваша любимая?

- Я занимаюсь режиссурой, потому что она хороша тем, что можно все совмещать. Есть раскадровки, ты выбираешь натуры, ты строишь мизансцены – вот и общее с рисованием, которое я люблю. Кино – очень синтетическое искусство, все, что хочешь, можешь там применить.

- Что Вы ожидаете от «Уральского фестиваля российского кино»?

- Впечатлений. Мне хочется, чтобы наш фильм понравился. После показа я загляну в глаза зрителям, мне интересна их реакция. Ещё планирую посмотреть несколько фильмов. А вообще хочу посмотреть на место, где раньше стоял дом Ипатьева, я много книжек читала про последние дни царской семьи в Екатеринбурге. Это очень важный момент, даже знаковый, в истории России, а он замят. А мне нужно выяснить всё до конца.

Анастасия Васильева, пресс-центр фестиваля