Валерий Кичин: «Турандот» - это триллер-опера

Валерий Кичин: «Турандот» - это триллер-опера

6 сентября в Ельцин-центре состоялся видеопоказ спектакля “Турандот”, поставленного в “Геликон-опере” режиссером Дмитрием Бертманом. Зрителям его представил Валерий Кичин - программный директор II Уральского открытого фестиваля российского кино. Он рассказал об истории создания первой версии спектакля, а также об особенностях и выразительных приемах постановки.

 

Поскольку я ваш земляк, мне было очень обидно из-за того, что в моем городе, а я все еще считаю Екатеринбург своим, нет большого кинофестиваля. Собственно, с такой идеей и зародился этот проект. Он только набирает свои силы за счет того, что в нем есть такая уникальная вещь, которой нет ни у одного другого фестиваля в мире, как “Театральный антракт”. Зная, что Екатеринбург - город абсолютно театральный, и здесь живут люди, понимающие в этом толк, я предложил ввести эту программу. Все для того, чтобы вы могли посмотреть видеоверсии спектаклей московских и петербургских театров, в частности «Геликон-оперы». С тех пор, как его реконструировали, он стал театром мирового класса. В нем и была поставлена «Турандот» с большим современным размахом. Это опера итальянского композитора - Джакомо Пуччини, написанная в 1924 году. Но, как известно, из-за болезней Пуччини не успел закончить ее финал, а точнее, счастливый конец.

В сюжете, написанным итальянским писателем К. Гоцци, прекрасная принцесса Турандот загадывает загадки женихам, и если они не могут их разгадать, то головы летят с плеч. Тому, кто все-таки разгадает загадки, суждено получить принцессу в жены. В постановке Пуччини, Турандот совсем другая, более агрессивная. Если вслушиваться в музыку, можно уловить, что ее партия наполнена визгливыми и резкими интонациями. Жестокая принцесса. Извините меня, рубить головы за то, что мужчина хочет на тебе жениться… Настоящий оперный триллер! Многими режиссерами предполагалось, что в финале Турандот меняет гнев на милость, ее сердце смягчается, и зрители слушают ее любовный дуэт с принцем Калафом. Но настоящие пьесы Пуччини никогда не заканчивались счастливым концом. Дмитрий Бертман, постановку которого вы сегодня увидите, со своими коллегами решил поставить точку там, где ее ставил Джакомо, на трагическом финале. В чем состоит большая ценность этой версии.

Режиссер также придумал не менее замечательный прием. В каждом из нас живет человек - светлый и темный. И когда последний выходит наружу, мы совершаем те ужасные поступки, о которых жалеем. Бертман также раздвоил личность принцессы, поэтому на сцене ее играют сразу две артистки. Ее светлую, прекрасную сторону исполняет балерина - Ксения Лисанская, которая лишь открывает рот под свою партию. В то же время зритель видит ее вторую, ужасную сторону, которой принадлежит настоящий голос принцессы Турандот. Ее играет Елена Михайленко, которую авторы превратили в всклокоченное создание, появившееся из огненной геенны.

В постановке очень много подобных выразительных приемов и прекрасное исполнение актеров, желаю вам приятного просмотра!

Анна Ягода

Пресс-центр УРАЛКИНОФЕСТ