ПРОБЛЕМЫ РЖАВОГО ВИНТИКА СИСТЕМЫ

ПРОБЛЕМЫ РЖАВОГО ВИНТИКА СИСТЕМЫ

5 сентября в рамках II Уральского открытого фестиваля российского кино прошел показ фильма Юсупа Разыкова «Турецкое седло». Представлять картину приехали сам режиссёр и исполнитель главной роли Валерий Маслов.

Когда гости поднялись на сцену и режиссёру передали микрофон, он предложил дать слово Валерию Маслову, для которого вот так представлять свою работу - это новый опыт.

Валерий Сергеевич не стал говорить длинных речей и ограничился одной короткой фразой: «Я просто хочу пожелать вам приятного просмотра!» и передал микрофон немного растерянному такой короткой речью режиссёру, на что зал ответил смехом.

С первых рядов гостям посоветовали разговаривать со зрителями не до показа фильма, а после, так как на эмоциях слово автора лучше воспринимается, но Юсуп Разыков возразил, что после просмотра зрителей не найдешь. Режиссёр коротко рассказал об истории создания фильма, обратил внимание, что картина простая, но развлечением её назвать нельзя. И особенно отметил, что не обидится, если зритель, которому картина покажется затянутой или неинтересной встанет и уйдет по своим делам.

 

После показа прошла пресс-встреча с Юсупом Разыковым и Валерием Масловым. На ней говорилось о создании фильма, о рождении идеи, об атмосфере. Ответам на каждый из вопросов предшествовала фраза режиссера о том, что это очень интимный момент и раскрывать какие-то шаги, этапы этого процесса ему достаточно сложно.

 Юсуп Разыков рассказал о своей встрече с Валерием Масловым, чей образ поразил режиссёра настолько, что он, собственно, весь сценарий, весь фильм создавал именно под этого человека, его внешность, под «выражение его глаз». В основе ленты нет какой-то реальной истории, но есть типаж, которым можно было бы охарактеризовать большинство людей, - человек-винтик, очень нужный системе, но брошенный, и при этом не умеющий делать ничего,  кроме того, чем был когда-то полезен государству.

Об атмосфере фильма было сказано, что она не создавалась специально, она просто вышла из идеи фильма, сгармонировала с сюжетом и сценарием. Елена Стишова добавила немного об отсутствии у героя возможности воплотить своё желание в жизнь, что тоже влияло на настроение, которое вызывает картина у читателя.    

На встрече поговорили с режиссером о  музыке, которая звучит в фильме. Почти все арии, которые можно услышать на экране, - это произведения эпохи барокко.  

Большое внимание и журналисты, и создатели уделили символике, кодам фильма. «Я вам сейчас расскажу совершенно потрясающую историю о музыке, - сказал Юсуп Разыков. - Когда я отправлял одну из арий нашему актеру, чтобы он её выучил для синхрона в одной из сцен, решил посмотреть, что же она все-таки означает. Ввёл в Гугл - а вы прекрасно знаете, насколько сумасшедше он переводит, выдает, что хочет, - и он мне выдал совершенно потрясающую фразу «Я буду всегда видеть своих возлюбленных». Я был просто поражен» - отметил он то, что удивительным, почти мистическим, по выражению Елены Стишовой, образом название резонировало с жизнью главного героя, с его главным и единственным занятием. И та же великолепная музыка, которая звучала в совершенно неподходящих местах: подъезде, дешевой забегаловке, переполненном автобусе, и этим символизировала самообман, иллюзию, которую даёт искусство, приведшее героя к главной ошибке его жизни.

Больше всего участников пресс-конференции интересовали яйца, которые каждое утро варил Ильич, главный герой. Было высказано множество версий, объясняющих этот момент, но авторская мысль состояла в том, что эта каждодневная варка яиц дает фильму какой-то музыкальный ритм, возвращение к лейтмотиву, который предваряет новую часть развития произведения. Один из журналистов в конце высказал идею о том, что яйца и игла Останкинской башни вместе навевают ассоциации с Кощеем Бессмертным, то есть то, что живет в нас, наши привычки, убеждения и представления, убить невозможно, как ни пытайся.   

Дарья Чезганова

Пресс-центр УРАЛКИНОФЕСТ