Кино и конфликты между народами большой страны.

Кино и конфликты между народами большой страны.

 

 

Круглые столы на Уральском кинофестивале

22 сентября в Доме Актера состоялся первый круглый стол в рамках Уральского открытого фестиваля российского кино. Проблему межнациональных отношений в российском кинематографе все собравшиеся обсудили с Ириной Павловой – киноведом и художественным руководителем российской программы ММКФ.

По словам Ирины, одна из самых смешных вещей в современном кино – толерантность. «Представьте себе фильм про Ричарда III: вот стоит герцог Глостер, а рядом с ним, буквально чуть-чуть ниже статусом,  воюет негр.  Воюет за Белую или Алую розу. Когда я спрашиваю у своих друзей-англичан, не стыдно ли им за то, что они так не уважают свою историю, они отвечают: «Ну, а вдруг чернокожее население Англии обидится…»

Ирина Павлова отметила, что фильм «Ангелы революции» Алексея Федорченко, одного из членов жюри – показательный пример того, что иностранцы не понимают наших взаимоотношений между народами.  «Итальянцы красоту увидели, а смысла «кина» не поняли – ведь «Ангелы революции» по сюжету очень нетолерантное кино». Однако Павлова отметила, что ей хочется увидеть хотя бы один фильм, где как у Федорченко: «одни замесили других». 

Среди фестивальных лент нашлись картины, в которых межнациональные конфликты играют главную роль.  «Побег из Москвабада», «Поездка к матери», «Тэли и Толи», «Коробка»  –  почти все они попали в конкурсную программу. О последнем фильме худрук ММКФ  высказалась особенно: «В этой картине интересно копаться. Там нет отрицательных и положительных героев: только хорошие и плохие люди. В  «Коробке» интересно не что сделано, а как это сделано».

На замечание одного из участников круглого стола о том, что «Коробка» выглядит абсолютно неестественной и выдуманной киновед заявила:  «За последние 40 лет я не видела ни одного фильма, который был бы полностью правдив к описываемому художественному предмету. Именно поэтому я никогда не отношусь к кино, как к жизни – иначе придется вычеркнуть все, кроме документального. Все остальное тогда окажется фуфлом и натяжкой».

По словам Павловой, лучшим фильмом о межнациональных отношениях является «Мой убийца», который занял первое место в коммерческих сборах в республике Саха. «Русские и якуты там расследуют одно дело, но при этом просто не замечают друг друга. У них нет конфликта, они не боятся обидеть друг друга  –  они просто не пересекаются».

 В рамках Уральского фестиваля российского кино пройдут еще два круглых стола. 23 сентября можно будет обсудить проблемы кинополитики с Даниилом Дондуреем, главным редактором журнала «Искусство кино». 26 сентября у гостей фестиваля будет возможность поговорить с директором кинопоказа российских программ на ММКФ Ириной Сошниковой о новой жизни стереоформата.

 

Яна Брызгалова