ОРДА КАК ОНА ЕСТЬ

ОРДА КАК ОНА ЕСТЬ

 

На II Уральском открытом фестивале российского кино жюри не только судит конкурсные работы, но и представляет свои картины на суд зрителя. Так, программа «Ретроспектива фильмов Андрея Прошкина» содержит фильмы председателя жюри Уралкинофеста. 6 сентября прошел показ фильма «Орда».

Представлять фильм приехали сам режиссёр и оператор Юрий Райский.

Режиссёр рассказал, что идея фильма принадлежит продюсерам организации «Православная энциклопедия»: «Все мои предыдущие работы настолько не попадали в этот контекст, что я от ужаса согласился с ними встретиться».

Первый сценарий, который представила организация, показался создателям неподъемным, он охватывал всю жизнь святителя Алексия, поэтому было решено привлечь к работе сценариста Юрия Арабова. Он и предложил на выбор три момента из жизни святого, которые могли бы стать основой для будущего художественного фильма и были бы интересны режиссёру и оператору. «В итоге был выбран такой известный агиографический сюжет о том, как Алексий побывал в Орде и излечил больную жену хана Тайдулу, которую не мог вылечить никто. Дальше мы пошли по историческим изысканиям, выяснили, что Тайдула была мощным игроком эпохи, но в то же время и мамой хана. Поэтому в фильме мы выстроили генеалогию персонажей так, как это было в реальности, несколько отойдя от житийного сюжета» - сказал Андрей Прошкин о том, как видоизменилась идея фильма.

Как рассказал мэтр, пока писался сценарий, работа не стояла, создатели уже готовились к съемкам, несмотря на то, что на руках у них было две-три страницы общего замысла: «Параллельно с написанием сценария мы с Юрием Владимировичем Райским ездили по стране, выбирали места для съемок, много переворачивали серьезной литературы, наш художник Сергей Февралёв, ныне один из столпов кинохудожников страны, а тогда это была едва ли не первая его полнометражная самостоятельная картина, уже начинал делать эскизы декораций. В целом это было интересно, потому что у нас тогда не существовало ничего, снимать нам тогда было фактически нечего. Оператор Вадим Юсов, который снимал с Тарковским «Андрея Рублева» рассказал нам, что настоящие храмы и постройки выглядят ненатуральными, чужеродными. А у нас была только природа, поэтому мы могли сами создавать этот мир».

Андрей Прошкин выказал некоторое недовольство той частью фильма, которая происходит на Руси, так как продюсеры взяли съемочную группу «в клещи» и заставили снимать Русь по их продюсерскому представлению. Режиссёр признался, что этот отрезок киноленты ему не нравится, он чувствует в нём какое-то художественное ограничение и старается не смотреть.

Съёмки длились почти три года, и от них осталась грандиозная масштабная декорация города Сарая, которая до сих пор существует в Астраханской области на берегу реки Ашулук и сейчас представляет собой интереснейший туристический объект, так как практически в точности повторяет древний быт золотоордынского города. «Единственное, как мне говорят, никто не удосужился написать, что это такое, откуда появилось, для какой картины, и главное, фамилию художника, который всё это создал» - посетовал Андрей Александрович.

Подбор актеров проходил непросто. Ассистент по подбору актеров объездила полстраны в поиске исполнителей ордынских ролей, но в конце концов нашли большинство из них в Якутии. Последнее, о чём рассказал режиссёр, была серьезная проблема с языком. К тому моменту, который освещен в фильме, в Орде говорили уже не на монгольском, а на так называемом кыпчакском языке. Ближе всего к нему оказался балкарский язык, на него и перевели все ордынские реплики в фильме. Якутские актеры говорят уже на другом языке, поэтому многим из них пришлось играть довольно-таки большие роли на неизвестном для них, полутарабарском, как выразился Андрей Прошкин, языке. Но, несмотря на это, они великолепно справились со своей работой.

 

Дарья Чезганова

Пресс-центр УРАЛКИНОФЕСТ

 

«Фантасмагория греха». Показ фильма «Орлеан»

 

5 сентября в Екатеринбурге погода была нелетная: моросящий дождь и холодный ветер сдували  с улиц случайных прохожих. Однако капризы уральской природы не помешали кинолюбителям собраться в зале Ельцин Центра, чтобы посмотреть нашумевший фильм ОРЛЕАН режиссера Андрея Прошкина.

 

Игорь Мишин, продюсер кинокартины, приехавший знакомить аудиторию с работой, был приятно поражен количеством пришедших:

«Так приятно вас всех здесь видеть! Очень удивительно, что в 11 утра на такую сложную картину пришло столько человек… Она хоть и называется комедией, но все же подгружает немножко смыслами».

Продюсер отметил, что «Орлеан» создавала по-настоящему звездная команда: уже знакомый российскому зрителю по фильмам «Орда» и «Миннесота» режиссер Андрей Прошкин, лауреат Каннского фестиваля сценарист Юрий Арабов, знаменитые на всю страну актеры Виктор Сухоруков, Виталий Хаев, Елена Лядова и уралец, актер Коляда-Театра Олег Ягодин. Правда, по словам Мишина, до этого сценарий пролежал в столе несколько лет.

«На момент съемок этому сценарию было 8 лет. Никто не рискнул его запускать. Бывает так, что сложные тексты долго не могут найти своего продюсера, режиссера. А мне сценарий очень понравился, потому что я интересуюсь всякими необычными и рискованными с точки зрения дальнейшей судьбы вещами».

Фильм вошел в конкурсную программу Московского международного кинофестиваля в 2015 году и принес Елене Лядовой награду за лучшую женскую роль.

Зрители УРАЛКИНОФЕСТа были солидарны с выбором московского жюри. Прозвучали признания в симпатии и к актерскому составу, и к самому фильму в целом:

«Сам фильм напомнил какой-то карнавал. Яркие цвета, странные личности и сплошное преувеличение... Елена Лядова была чудо как хороша! Фильм, несомненно, очень достойный, но его хочется осмыслить, так сразу и не скажешь, что именно понравилось больше всего» ( Виктория, зритель).

 

 «Полный метафор, пронизанный утрированными грехами обычного человека и его борьбой с собственной совестью, "Орлеан" поражает, удивляет и оставляет за собой такое … послевкусие арт-хауса и безумия. И да, “всё равно каждый из вас получит то, что ему причитается в соответствии с УПК РФ”» (Екатерина, зритель).

 

Анастасия Васильева

Пресс-центр УРАЛКИНОФЕСТ