«Язычники». Катарсис в зрительном зале.

«Язычники». Катарсис в зрительном зале.

«Я рада, что вы все пришли посмотреть нашу картину. Для этого мы и делали. Делали долго, путь наш был совсем не простой. Это моя первая картина, первый полный метр. Автор текста - Анна Яблонская, она погибла при взрыве в Домодедово. После ее гибели мы сделали “Язычников” в «Театр.doc» в Москве. Потом возникла идея создать фильм. Из пьесы сделали кино. Спектакль продолжает идти, теперь есть и лента, но мне кажется, что это два совершенно разных продукта. Мы трепетно относимся к фильму и надеемся, что вам тоже понравится».

 Лера Суркова, режиссер

 

 

Во время показа переполненный зал Дома кино почти не дышал. Удивительная энергетика сложного фильма. Расходились молча. Коснулось каждого.

 

Андрей Кулик о фильме:

«Язычники» — экранизация Лерой Сурковой пьесы Анны Яблонской. Журнал «Искусство кино» проводил конкурс «Личное дело», и «Язычники» вышли в финал (так что все и начиналось как кино). Анна из родного Екатеринбурга полетела в Москву получать премию. В аэропорту «Домодедово» она погибла — некий вовсе не язычник, а, как говорят, правоверный мусульманин взорвал бомбу. Принял смерть за веру, унеся с собой на тот свет неверных.

 

В фильме (и пьесе) происходит нечто подобное — Анна чувствовала настроения, уже тогда набиравшие силу, а сейчас и вовсе грозящие стать доминирующими. В обычную семью вдруг вторгается милая добрая старушка. Пятнадцать лет не давала о себе знать, а тут решила проведать сына. Сразу выясняется, что Наталья Степановна (потрясающая работа Татьяны Владимировой) несколько лет назад уверовала в Бога, стала ревностной православной и решила направить по истинному пути семью сына. Неофиты, как известно, хотят всех язычников обратить в свою веру.

Но Наталья не понимает, что главный язычник — она сама. Вместо веры у нее — набор суеверий. Она привезла гостинцы — мед от святого Варсонофия, который голыми руками соты срезал, а пчелы его не трогали, и даже не жужжали, а словно пели и ни разу не ужалили.  Этот мед к ранам прикладывали. «У одной женщины раковая опухоль рассосалась, Царствие ей Небесное». Среди гостинцев и маточное молочко: «Если кто заболеет, никаких лекарств не пейте».

 

Несчастная женщина думает, что обращает в истинную веру язычников, а на самом деле погружает их во мрак суеверий и ломает их судьбы. С благими намерениями, конечно, которыми вымощена дорога известно куда. И трагедия в семье не заставляет себя ждать. А старушка продолжает благостно улыбаться: если выбросившаяся из окна внучка отдаст Богу душу на Пасху, это ведь такое счастье, такая радость! Ведь в Пасхальную неделю райские врата все время открыты, душа любого новопреставленного попадет в рай без препятствий…

 

Этот компот в голове сейчас у многих, и фильм с каждым днем все более актуален. А бунт новообращенных против Натальи радости не несет — расстались с одними суевериями, но явно готовы принять другие. Языческая у нас страна, что уж тут.