Новая жизнь стереоформата

<br/>Новая жизнь стереоформата

26 сентября в Доме актера в рамках Уральского открытого фестиваля российского кино состоялся круглый стол «Новая жизнь стереоформата (3D) в российском кино». Главным спикером выступила Ирина Сошникова, педагог кафедры продюсерского мастерства и менеджмента ВГИК им. С.А. Герасимова, директор кинопоказа Российских программ ММКФ.


Участники круглого стола услышали и обсудили преимущества и проблемы стереокино, с чем сталкивается команда при создании фильма в 3D и как правильно выбрать формат, в котором будет показана картина, еще на моменте ее задумки.

Свою речь Ирина Сошникова начала с экскурса в историю возникновения стереофильмов. Приятно удивил тот факт, что родоначальником стереокино были советские специалисты: первый фильм с объемной картинкой в России на экранах кинотеатров появился еще в 1941 году и пользовался огромным успехом у зрителей. Благодаря уникальным технологиям, разработанным в НИКФИ (Научно-исследовательский кинофотоинститут), эффект объемного изображения, в отличие от того стереоформата, который применяется в настоящее время, достигался без использования специальных 3D-очков.

Еще из достижений советского кинопрома было отмечено, что рисовать мультфильмы в стереоформате у нас научились на 5 лет раньше, чем на студии Уолта Диснея, что формат IMAX создан изначально на основе разработок специалистов того же НИКФИ, чьи заслуги в области развития объемного кино оценили в 1991 году на церемонии «Оскар».

Относительно дня сегодняшнего Ирина Викторовна отметила, что 3D-сеансы приносят фильму больше денег, чем его «плоский» аналог. Так, показы фильма «Вий» 3D собрали 91% от всей кассы, «Сталинграда» 3D – 79%, фэнтэзи «Он – дракон» 3D – 56%. Но, конечно, есть исключения – например, фильм «А зори здесь тихие», у которого кассовые сборы в формате 3D были меньше, чем в 2D. На вопрос, с чем это может быть связано, Ирина Викторовна ответила: «Фильм для 3D должен затачиваться на стадии сценария, а разработка стерео-брэйкдауна должна быть неотъемлемой частью подготовки съёмок. Например, один из самых ожидаемых фильмов «Викинг», который готовит дирекция 1 канала, еще на стадии предпродакшена был проанализирован, но выбор пал в пользу создания версии для кинотеатров и сериал. А жаль. Уверена, что если бы производители приняли решение делать стереоверсию, то это было бы настоящее, правильное 3D».

Кроме того, Ирина Сошникова коснулась вопроса репутации 3D. Качество фильма в данном формате – вопрос отношения к зрителю. Мода на 3D пришла, фильмы зарабатывают кассу, и некоторые авторы стали эксплуатировать 3D без разбора. Зритель же привыкает к банальным объёмным картинкам и забывает, что он пришёл на аттракцион, а может еще и получить головную боль и усталость глаз. Другое дело, если в фильме есть хотя бы пара десятков wow-эффектов и фильм качественно сделан, тогда люди, выходя из зала, вспомнят их и расскажут другим – «сделают сарафан».

Слушателей интересовал вопрос о том, какие студии работают со стереоформатом и компьютерной графикой. Оказалось, что лидеры по прорисовке мелких деталей – индийские специалисты, а крупных, например, носа корабля или скачущего коня, где видна игра мышц, – чешские, но выходцы из России.

В заключительной части Ирина Викторовна упомянула замечательный проект, который мечтает воплотить Юрий Литвинов, генеральный продюсер и владелец компании «АСТРА Иджис Альянс». Его суть – привлечь и научить людей с ограниченными возможностями работать с компьютерной графикой для киноиндустрии. Но пока проект находится в стадии осмысления всего процесса.